Этот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, как развивается популяризация финансовой грамотности и финансового здоровья среди россиян.
Россиянам требуются качественные приложения по развитию финансовой грамотности. Однако на рынке пока что таких сервисов не существует, рассказал гендиректор Bankiros.ru Сергей Аникушин в ходе форума «MRF. Осень 2024», где выступил с докладом «Исследование сервисов финздоровья в России».
Думают о заработке, а не о людях
Целью исследования было изучение финансовой грамотности и финансового здоровья в целом, какие сервисы и приложения есть и как они помогают людям.«Сразу открою секрет – это “голубой океан”, с которым стоит работать, – отметил Сергей в своем докладе, – На нашем рынке мало приложений по финздоровью».
Большинство приложений, уже запущенных в разработку, являются инициативами крупных банков, но чаще всего готового функционирующего сервиса у них нет. По этому поводу спикер добавил:
«Разработчики в первую очередь думают о том, как заработать, а не о том, как решить имеющуюся проблему».
На данный момент приложение по финансовому здоровью с работающим интерфейсом есть только у одного банка, в то время, как о готовности работать в этом направлении заявило большинство крупных финансовых организаций.
Как россияне следят за своим финздоровьем сейчас?
79,5% опрошенных граждан вообще ни разу не слышали, что есть специализированные банковские сервисы по финансовому здоровью. При этом, 31% участников голосования пользуются приложениями для контроля бюджета. «Чаще всего, это западные аналоги, в которые нельзя добавить российские карты и приходится все делать вручную, – рассказал Сергей, – Из этого числа 18% человек для ведения бюджета пользуются заметками и таблицами Excel, что тоже приносит много неудобств».
Контроль финансовой грамотности от банков и МФО
Работа по популяризации финансовой грамотности среди населения ведется банками и МФО пока не так широко. Банки и МФО отдают предпочтение публикации обучающих статей или проведению профильных уроков среди студентов и школьников.
Реально работающего сервиса на рынке пока нет, но имеются несколько проектов приложений, в том числе, один из таких проектов принадлежит МФО.
«Этот сервис предоставляет бесплатный отчет по кредитной загруженности заказчика, – объяснил спикер, – Дополнительно к отчету идут рекомендации по улучшению ситуации, если имеются какие-то недочеты».
Итоги и прогнозы
Прогнозируя дальнейшие инициативы по повышению финансовой грамотности, Сергей заметил:
«Финансовая грамотность – это тот продукт, с которым аудитория сталкивается по запросу. Мы привыкли обращаться к инструкции только тогда, когда что-то уже произошло. Поэтому сейчас граждане решаются на то, чтобы повысить свой уровень финграмотности только тогда, когда у них возникает потребность, например, в инвестициях».
По мнению спикера, для того, чтобы заинтересовать пользователей в повышении своей финграмотности, банкам нужно сначала изменить уровень лояльности населения.«Нужно дать аудитории, которая у банков уже есть, качественные, работающие продукты, взаимодействующие с их финансовым здоровьем».
Подводя итоги, спикер отметил, что ниша приложений по финансовому здоровью свободна. Аудитория высказывается только «за» подобные инициативы. «Наше исследование показывает, что пользователь не просто готов, а очень хочет использовать качественный инструмент по контролю финансов».
Что в итоге:
- На рынке сейчас имеется лишь одно банковское приложение для контроля финздоровья.
- Аудитория заинтересована в функциональном и качественном сервисе для контроля бюджета.
- Для того, чтобы привлечь пользователей к конкретному приложению, разработчикам нужно повысить уровень лояльности аудитории.
- Банки и МФО не так активно включены в популяризацию финансовой грамотности.