Такси – часть экономики, объясняет она, и когда ключевая ставка Банка России растет, товары и услуги становятся более дорогими и для таксопарков. Этим и объясняется рост стоимости поездок почти на треть.
“Я говорю о лизинге, о кредитовании – мы также активные пользователи банковских продуктов, – говорит она. – Поэтому, если брать в конце года, на фоне регулирования мы видим рост еще на 30%. То есть, 60% в этом году, мы полагаем, будет рост”.
О каком регулировании идет речь? Главное нововведение – к ноябрю у всех таксистов должен быть полис ОСГОП – обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. В отличие от ОСАГО, выплата по новому страховому полису положена за любое транспортное происшествие. Пассажир будет защищен с момента посадки в такси, а компенсации будут доходить до двух миллионов рублей.
Скачок обращений перевозчиков, заинтересованных в расчете и покупке этого полиса, страховщики видят в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Главное условие выдачи полиса ОСГОП – статус “перевозчик” у таксиста.
Если водитель трудоустроен, оформление страховки обязан брать на себя парк, который и является перевозчиком, отмечает совладелец нескольких таксопарков Москвы Сергей Поздняков. Самозанятым россиянам – перевозчикам либо ИП, – достаточно просто получить разрешение на работу в такси, и проблем с оформлением ОСГОП уже нет.
Крупные агрегаторы для себя изменений не видят – они еще до нововведений добровольно страховали и пассажира, и водителя. Индивидуальные предприниматели и самозанятые, особенно в регионах, новости об изменениях принимают не так позитивно.
По данным Минтранса, среди самозанятых таксистов статус “перевозчик” получили только 21 тысяча водителей из 2,5 миллионов. В “серой” зоне сейчас работают три четверти таксистов, посчитали в союзе пользователей цифровых платформ “Цифровой мир”.
По данным одного из агрегаторов такси, в регионах нелегальных перевозчиков еще больше – иногда почти 100%. Однако чем ближе ноябрь, тем меньше у таксистов возможности оставаться в тени. Без статуса “перевозчик” не должны подключать к агрегатору, а если будет выявлено отсутствие полиса ОСГОП, который должен быть у каждого перевозчика, оштрафуют.
“На должностных лиц штраф за отсутствие ОСГОП – 40-50 тыс. рублей. Если это индивидуальный предприниматель, то 500 тыс. рублей. А если сравнить со штрафами за отсутствие ОСАГО – то за отсутствие полиса ОСАГО штраф 800 рублей”, – говорит Ирина Зарипова.
Полис оформляется на перевозчика с указанием автомобиля. Средняя стоимость полиса ОСГОП – 3,5 тыс. рублей. Немного – если не менять машину. В Государственной думе, впрочем, говорят о готовности пойти навстречу бизнесу: возможно, полисы ОСГОП можно будет заключать на короткий промежуток времени.